copyright (c) 2004-2006 Amazonky.RU

Миф о Дионисе - сказка или зашифрованная реальность?


Мы привыкли к тому, что мифы, сказки, легенды - это нечто несерьезное Литература для "начальных классов", интересная лишь в незрелом возрасте. Но сначала сравнительная мифология, а после нее и психология показали, что в сказках скрывается огромное количество тайн. Потихоньку ученые разбираются с ними, но загадок все равно остается очень много. Давайте и мы попробуем разгадать парочку древних загадок и трезво посмотреть на самого "пьяного" персонажа античного пантеона - Вакха (Диониса). Примечателен этот персонаж тем, что "женская аудитория" Древней Греции буквально сходила с ума от этого бога, скидывала с себя всю одежду и пускалась в пляс во время диких оргий и вакханалий...

Дионис был "незаконнорожденным" сыном Зевса и Деметры - богини плодородия и таинств любви. Некоторые источники говорят о том, что матерью Диониса была великанша Лето. Но сути дела это не меняет, так как Лето - олицетворение "мощи" плодородия. То есть это одно из лиц Деметры. Иногда говорят, что матерью Диониса была Персефона - прекрасная дочь Деметры, которую украл Аид (повелитель царства мертвых). Но в последнем случае получается, что Дионис - это сын своей же сестры, так как Персефона - это дочь Деметры и Зевса. Но и это сути не меняет, так как Персефона была вся в мать - очень доброй, любвеобильной и милосердной. То есть, можно сказать, что Персефона - это еще одно лицо Деметры. Фактически же получается, что Дионис был сыном Неба и Земли - двух главных первостихий нашего мира.

Жена Зевса - Гера - узнав, что у ее мужа появился сын от ненавистной ей Деметры, приказала своим титанам украсть Диониса у матери. Но титаны не только украли рогатого младенца, но и разорвали его на куски, которые, в свою очередь, сварили и выкинули в разные стороны света. Однако бабка Диониса - Рея (мать Зевса) - собрала все "куски" растерзанного внука и воскресила его. После этого Зевс отдал Диониса своей дочери Персефоне, а та спрятала его от злобной Геры у царя Орхомена Афаманта и жены его Ино. При этом Персефона попросила растить ребенка на женской половине дома, переодетым в девочку, дабы Гера его не нашла. Там Дионис и вырос. А его наставниками были вечно пьяный сатир Силен и мудрый кентавр Хирон.

Когда Дионис превратился в красивого, но немного женственного юношу, Гере пришлось признать в нем сына Зевса. Однако она и здесь нашла способ проявить свою злобную и мстительную натуру - она наслала на Диониса безумие. После этого Дионис отправился странствовать по свету верхом на огромной черной пантере, в сопровождении Силена, и в окружении дикой толпы сатиров и менад, оружием которых были увитые плющом жезлы, а также мечи, змеи и наводившие ужас трещотки. Сначала Дионис отправился воевать против титанов. По пути к ним он заключил союз с воинственными амазонками и при их помощи и поддержке разгромил титанов в пух и прах, отомстив им за то, что они сотворили с ним в детстве. Затем он отправился в Индию и завоевал ее. Несмотря на свое безумие, он научил индусов многим искусствам и построил там несколько крупных городов. В Индии он и открыл секрет изготовления вина. Надо сказать, что до этого момента мир не знал вина и виноградной лозы. Основным хмельным напитком Греции было еловое пиво, приправленное плющом и подслащенное медом.

На обратном пути из Индии Дионис сразился с частью своих бывших союзниц-амазонок (которым не понравилось, что их царицы заключили союз с мужчиной) и разогнал их, преследуя верхом на своей ужасной пантере. Только части амазонок удалось спастись в храме Артемиды. Затем через Фригию Дионис вернулся в Европу. Во Фригии его бабка Рея подвергла его очищению ото всех убийств, которые он совершил в безумии, а затем посвятила его в свои мистерии. Затем Дионис завоевал Фракию, где и явил миру свое волшебное вино, которое превращало женщин в распутных вакханок. Женщины, завидя молодого бога, бросали своих мужчин и детей, срывали с себя одежду и пускались в пляс, убивая всех кто им мешал и пытался напомнить о "долге жены и матери". Именно во Фракии "смертные" признали Диониса богом и начали устраивать в его честь мистерии, участники которых (и мужчины и женщины) напившись неразбавленного вина предавались самым разнузданным оргиям, а потом упав в бессилии на землю уходили в миры волшебных грез, видели богов и узнавали таинства смерти... Ну а Дионис после этого совершил ряд громких деяний, женился на прекрасной Ариадне (которую к тому времени бросил Тезей) и вознесся с ней на Олимп.

Итак, давайте разбираться с этой историей. Что за персонаж такой странный Дионис и каковы были причины его поступков. При этом не будем злоупотреблять сравнительной мифологией и лезть в дебри психоанализа, а посмотрим на него обычным "трезвым" человеческим взглядом. Если мы отбросим всю "божественную" составляющую и воспримем Диониса как живого человека, который создал вакхический культ Древней Греции и Древнего Рима, то получается весьма интересная картина. И не менее интересны мотивировки этого человека, а также процессы в обществе, которые он "запустил".

Молодой принц Орхомена воспитывался как девочка на "женской" половине дома. Причин тому могло быть несколько, в том числе и "оригинальность" мышления Ино, ее желание выглядеть "прогрессивной" и быть "не такой как все". Тем более, что согласно легенде Афамант после появления Диониса на свет сошел с ума, то есть делами заправляла именно Ино и делала что хотела. По крайней мере, в наши дни мамы воспитывают своих сыновей как девочек чаще всего по таким причинам. Муж вечно на работе (до ребенка ему дела нет), модные теории, эксцентричность и немного "фрейдовских" проблем (нежелание видеть в своем сыне мужчину) - вот причины того, что мальчикам дают женские игрушки, одевают их в женские наряды, окружают их друзьями-девочками и на корню пресекают любые проявления агрессивности и мужественности. Но подумайте, что происходит, когда мальчик растет рядом с девочками и знает все их тайны и секреты, в том числе и самые интимные. Вырастает знаток женской души, который "читает" женщин как открытые книги. Ни одна женщина не способна ничего скрыть от него - ведь он мыслит как женщина. Но при этом он нормальный и здоровый мужчина.

Старый и вечно пьяный сатир Силен и мудрый кентавр Хирон - это два персонажа, которые на самом деле воспитали Диониса. Опять интересные вещи происходят. Если бы их не было, то Дионис вырос обычным "голубым" - он просто не воспринимал бы женщин как объектов для любви. Ведь "противоположным полом" для него были бы мужчины. Но его воспитателями были "настоящие мужчины". Силен - это олицетворение разрушенных надежд, страданий, меланхолии, но при этом больших талантов и своеобразной мудрости "самоуничтожения". Старые алкоголики на самом деле - очень интересные собеседники (когда трезвы, разумеется). Под личиной разрушенного и опустившегося человека нередко срываются потрясающие таланты, живой ум, редкие душевные качества - просто их обладатель не сумел реализовать все это в жизни. Отсюда и алкоголизм, который, по сути, ни что иное, как медленное, но верное самоубийство. А кентавр Хирон - это олицетворение мужской мощи, воинственности и мудрости. Согласно мифам Хирон был единственным кентавром, который сумел обуздать свой гнев. Обычно же гордые, сильные и воинственные кентавры сметали все на своем пути при малейших обидах - гнев застилал им глаза. А Хирон не только смог справиться с этим проклятием кентавров, но и прикоснулся к вечным тайнам мироздания - его почитали как мудреца, умевшего предсказывать будущее. Ну а в истории Диониса за образами Силена и Хирона скорее всего скрываются реальные люди с соответствующими характерами и судьбами.

То есть смотрите, что получается. Силен привил Дионису любовь к искусству, научил его музыке и лицедейству. Но при этом научил его милосердию и сочувствию - какие еще эмоции можно испытывать к старому опустившемуся, но при этом потрясающе талантливому сатиру? А Хирон сделал Диониса смелым воином - то есть сделал его "настоящим мужчиной", развил ум и научил стратегии. Чувствуете какой потрясающий коктейль получается? Дионис - это настоящий смелый воин, который презирает смерть, но при этом умеет щадить поверженных врагов и усмирять свой гнев. Он очень умен и образован, благороден, знает воинское искусство, секреты стратегии и тактики, но при этом владеет всеми хитростями истинного лицедея. И ко всему этому делу он тонкий знаток женской души. Не мудрено, что такой человек оставил столь необычный след в истории. И не удивительно, что он одержал такое количество блестящих побед, которые при внимательном рассмотрении поражают оригинальностью ходов. Кто, например, кроме Диониса сумел заключить союз с амазонками? Да нет в мифологии древнего мира ни одного подобного персонажа. Амазонки просто убивали всех мужчин, которые приближались к их поселениям. Но Дионис не просто умудрился проникнуть туда, но и заключил воинский союз с царицами амазонок. Как он их очаровал - никто не знает...


Следующий непонятный момент в этой истории - безумие Диониса, которое наслала на него Гера. Но странное безумие какое-то получается. Безумный человек одерживает блестящие воинские победы одну за другой, завоевывает Индию, строит там города, учит индусов разным искусствам. При этом главным его оружием является страх и оригинальные тактические ходы. Ну, кому в голову придет использовать в качестве оружия ядовитую змею? Кому придет в голову приводить в полное замешательство противника при помощи "неадекватного поведения" "толпы сатиров и менад"? Только Дионису с его парадоксальным умом и страстью к лицедейству. Представьте себе сцену битвы. С одной стороны - воины, закованные в броню, суровые мужики, которые привыкли убивать таких же суровых мужиков как они. С другой стороны - толпа веселых лицедеев, которые производят дикое количество шума, разодеты черт-знает-во-что, в том числе и маски демонов. Они подваливают к ошарашенным противникам и закидывают их фалангу корзинами с ядовитыми змеями. Что дальше происходит? Правильно - полная паника, разрушение непробиваемой стены щитов и копий и полная деморализация противника. После этого "лицедеи" выхватывают мечи и устраивают резню - им просто уже никто не сопротивляется: враги парализованы ужасом от нашествия "демонов". Так что "сумасшедствие" Диониса - это всего лишь обывательское объяснение его "ненормальных" действий. Но действия были более чем нормальными - это потрясающие тактические и стратегические ходы самого оригинального полководца в истории древнего мира. Кстати, черная пантера, на которой он ездил - это могло быть что угодно, замаскированное под пантеру и выкрашенное в черный цвет. В том числе и настоящая пантера - с Диониса станется и пантеру приручить...

Поехали дальше. Блестящая победа над взбунтовавшимися амазонками не вызывает никакого удивления. Дионис знает женщин как самого себя. И победы амазонок, на самом деле - это тоже плод полной деморализации противника. Ну как нормальные мужики могут воевать в голыми красивыми женщинами? Это невозможно. Появление на горизонте голой женщины с мечом в руках (да еще и изящные кожаные перевязи по всему телу) превращает любого мужчину в похотливое существо, которое вообще что-либо перестает соображать. Амазонкам достаточно подойти к противнику и взять его голыми руками. Но с Дионисом такие фокусы не проходят. Во-первых, он ранее вместе с амазонками воевал, то есть знает их тактику и стратегию. Во-вторых, в его армии тоже есть женщины (менады). В третьих, он сам большой мастер по части запугивания противника до начала боя. Так что напугать толпу голых воинственных теток ему не составляло никакого труда. Головы тогдашних людей были забиты суевериями под завязку. Что выбрал Дионис для расправы над бунтовщицами сложно сказать, но я бы на его месте переодел своих солдат в демонов, в которых верят амазонки, а всех красивых женщин, воюющих в армии, раздел и пустил бы вперед с ядовитыми змеями в корзинах. Амазонки - лесбиянки. Соответственно деморализовать их на сексуальной почве можно при помощи их же излюбленного средства - красивых обнаженных женщин (плюс изящные кожаные перевязи по всему телу). Деморализация происходит от самой нестыковки - как "зеркала" амазонок могут воевать за "демонов" и против "сестер"? Плюс бросок в фалангу амазонок корзин с ядовитыми змеями - и паника обеспечена. И не удивительно, что после этого Диониса все называли "сумасшедшим". Он, думаю, изрядно повеселился от этого.

Мистерия Реи - это ни что иное, как одна из разновидностей древних мистерий смерти/возрождения, которые полностью снимают страх смерти. Таких мистерий было много - во всех языческих культурах жрецами становились после "посвящения". Смысл его был прост - смерть в обычном мире и рождение в мире "богов". Обычно во время таких мистерий использовались или психоделики растительного происхождения, или сенсорная изоляция, или "временная смерть" - то есть человеку давали умереть, например, от удушья, а затем быстренько откачивали. Но в Древней Греции не было культа Реи. Дионис и здесь был большим оригиналом. Стать единственным жрецом несуществующего культа... Так что, каким манером он прошел "посвящение" знает только он сам - здесь можно лишь гадать на кофейной гуще. Но слово "мистерия" обозначает вполне определенную вещь - смерть и возрождение. Посему сомневаться в "жреческом" статусе Диониса особо не приходится.

Теперь о "вине" Диониса, которое он впервые начал давать женскому населению Фракии. Известно, что в Древней Греции вино было чрезвычайно крепким - три его глотка валили с ног взрослого мужчину. Поэтому пили вино только сильно разбавленным. Секрет этого вина долго пытались разгадать разные исследователи, но так особо ничего и не придумали. В результате родилась теория о том, что у древних греков организм иначе работал. Но все лежит на поверхности, и удивительно как это никто не увидел. Мамой Диониса, согласно мифам была Деметра. Нам нужно лишь посмотреть на изображения Деметры, которые сохранились со времен античности. Например, такое, как показано на Рис. 1. Что мы там видим? Правильно - колосья. А еще что держит в левой руке Деметра? Не знаете? Зато я знаю - маковые головки. Отвар мака - это сильнейший наркотик, который дарит потрясающие видения, да и возбуждает сексуально очень не хило. Так что Дионис позаимствовал у своей мамочки опий и добавил его в виноградное вино. Вино само по себе возбуждает людей, в том числе и сексуально. А тут еще и опий. Получается полная расторможенность, сексуальное возбуждение и удивительные видения. Так что я лично не удивляюсь, что фракийские женщины толпами голыми бегали и устраивали дикие оргии.

Остался последний вопрос: зачем Дионис это делал? Для того, чтобы ответить на него, надо вспомнить, что Дионис вырос среди женщин и знал их вдоль и поперек со всеми секретами. А также наверняка он знал и об их проблемах. В патриархальных культурах роль женщины была незавидной. И очень часто талантливые и умные женщины были вынуждены просто жить жизнью "инкубатора для детей" на "женской половине" дома. То, что Ино ("приемная мать" Диониса) могла позволить себе жить так как хотела - это всего лишь следствие наличия сумасшедшего мужа. Манипулируя им, она могла оградить себя от жесткого внешнего мира. Или еще одно объяснение. Царь Афамант прослыл "сумасшедшим" именно потому, что дал своей жене полную свободу и допустил ее к управлению.

Фракия, которую завоевал Дионис - это была дикая горная страна, которую населяли суровые и жестокие люди, верившие в "мужских" богов и жившие по патриархальным порядкам. А женщины в такой ситуации превращаются просто в кладовую подавленных эмоций, нереализованных желаний и способностей. Дионис просто решил освободить своих "сестер" от всего этого безумия. Он дал им вино, смешанное с опием и получил толпы счастливых вакханок, которые первый раз в жизни удовлетворили свои желания. Дионис как всегда был оригинален. И бешенные вакханки стали убивать мужчин, которые пытались их вернуть к "законам предков" - эдакая первобытная эмансипация получилась. Ну, кому захочется, испытав один раз полное блаженство, возвращаться в роль "дойной коровы" и "инкубатора"? Да никому. Что и произошло - Фракия была быстро эллинизирована, на ее землю пришел культ виноградной лозы, а также женские божества, в том числе и Деметра со своим маком. А Дионис этот фокус проделывал не раз в самых разных странах.

Что же такое мистерии Диониса, которые появились вслед за его пришествием в качестве "бога"? Это все тот же самый ход: зачем бороться с желаниями и давить сексуальные фантазии, когда все это можно испытать и освободиться от их власти? Когда желание становится осознанным, то его легко держать под контролем. Лишь неосознаваемые, подавленные желания и стремления превращают жизнь любого человека в кошмар. Психоделический напиток растормаживал участников мистерии и снимал то, что в христианской культуре называется "стыдом". Люди выплескивали на поверхность все свои подавленные желания, осознавали их, переставали их бояться и в результате освобождались от их власти. После этого происходило "посвящение": смерть в этом мире и новое рождение. Человек переживал свою смерть и освобождался от главного страха любого "смертного" - страха смерти. А после того как побеждены страхи жизнь наполняется радостью и любовью. "Боящийся несовершенен в любви" - так сказал Иоанн Богослов. Дионис это понял за много веков до зарождения христианства, и придумал простой и изящный способ избавления от страхов. Вот такая очень эффективная древняя психотерапия. А Дионис был помимо всего прочего гениальным психотерапевтом. За много веков до Фрейда, Юнга и Грофа.

Разумеется, все, что написано выше - это лишь версия. Я не претендую на "научность". Но мне кажется, что это версия очень хорошо объясняет все загадки связанные с Дионисом. Ничего особо таинственного в его поступках не было. А миф о его "божественном" происхождении легко становится понятен, если вспомнить то, что говорили японские самураи: "У меня нет родителей - небо и землю я сделал своими родителями". Любой человек, который проходит "посвящение" говорит тоже самое…
Если вас заинтересовал этот древний бог, то вы можете познакомиться с ним поближе на сайте www.perehod.ru
Денис Дубровский
05.02.2004


copyright (c) 2004-2006 Amazonky.RU